Восстановление данных с жесткого диска Seagate ST1000LM035
15.09.2017
Восстановление данных с HDD WD5000AAKS-00UU3A0
03.08.2017
Показать все

Восстановление данных с жесткого диска Seagate ST2000DM001


C егодня у нас в гостях представитель Seagate'ов семейства Grenada - ST2000DM001. Поучительная история о том, что не стоит «бежать сломя голову» и действовать на «эмоциях». У вас всегда есть время, чтобы обдумать последствия и принять решение. Даже самый «требовательный» заказчик сможет войти в Ваше положение и подвинуть сроки. В данном примере, сошлись два одиночества, а результат их совместного творчества оказался в нашей лаборатории.


В чем была проблема, со слов клиента и какие файлы требовалось достать?

Пролог
Внешний жесткий диск неудачно упал, после чего перестал определяться в системе. При повторном подключении, начал издавать скрежещущие звуки. От чего я немедленно его выключил. Посмотрев ролики на ютубе, решил самостоятельно вскрыть и проверить поверхность, так как по признакам это был клин. Затем я аккуратно отлепил залипшие головы от поверхности пластин и вывел их на рампу, но через несколько секунд, после подачи питания, диск опять начал издавать страшные звуки.
Как только я понял, что в данном случае, без помощи профессионалов мне не обойтись, я решил обратиться в сервис. Через час мой диск забрал курьер, а через 3 - позвонили и назвали сумму, эквивалентную 5 моим зарплатам. Я отказался, после чего мне предложили оплатить диагностику, донора, курьера и ещё какие-то сборы. В итоге диск мне передали курьером на площади 3-х вокзалов, чему я был очень рад, хоть и остался без пары тысяч и потерянного времени и нервов.
Файловая система
NTFS, использовался из под Windows 7. На нём хранился отснятый материал без обработки.
Задача
Нужно восстановить все фотографии и видео файлы, но в первую очередь, те что были добавлены за последние 3 месяца.
Примечание
Головки без труда удалось отлепить от поверхности, с виду были нормальными. На верхнем блине есть сколы, с краю диска.

Процесс восстановления данных с жесткого диска Seagate ST2000DM001

К омментарии излишни. Человек сам всё рассказал и понял, в чем именно был неправ. А вот «руколастых водолазов» можно поругать. Отсутствующая пломба на нижнем винте, фиксирующем блок магнитных головок, скорее всего свидетельствует, что блок, все таки снимали и хотя бы просматривали. А дальше, видимо не нашелся донор или не подошел. Единственное, что всё ещё вызывает ненависть, так это «спецы» работающие без индивидуальных средств защиты - перчаток. Видимо для более глубоких тактильных ощущений при работе...

Диагностика неисправного жесткого диска Seagate ST2000DM001

П режде всего, нам нужно выяснить, каковы повреждения поверхностей пластин - производим визуальный осмотр поверхностей магнитных головок. В данном случае остались лишь 2 головки из 4. Остальные были разбросаны по гермозоне, одна возле воздушного фильтра, другая у магнитов. Исходя из увиденного, некоторые поверхности скорее всего имеют повреждения, но для точного выявления этого, нам предстоит промыть поверхности от следов пыли и отпечатков пальцев.
Забегая вперед, данные накопители к концу своей жизни, частенько запиливались по 2 голове, что в свою очередь, при небольших повреждениях поверхности, все таки, не мешало вычитывать информацию - путем смены блока магнитных головок и чтения по менее поврежденным участкам поверхности.



К сожалению, простая замена блока магнитных головок, не означает что мы сможем избежать тех же проблем. Перед пересадкой блока магнитных головок требуется:
менять параметры инициализации накопителя в пзу, а при выходе в готовность (хотя бы возможность прочитать служебную зону) - резервирование ресурсов накопителя (p-list, g-list и другие ресурсы ответственные за расположение данных пользователя и его инициализацию) и последующей правки остальных параметров, для уменьшения рисков дальнейшего ухудшения ситуации.

Замена блока магнитных головок, проверка модулей служебной зоны жесткого диска ST2000DM001

К ак только масштаб трагедии был обрисован - клиент взвесил все за и против, и мы приступили к реанимации жесткого диска. После того, как поверхность пластин и гермозоны жесткого диска, была очищена от мелкодисперсной пыли и стружки, которая образовалась из-за «врезания» одной из магнитных головок в поверхность пластины, можно начинать процедуру по переносу блока донорских голов.

Небольшое уточнение - после падения, всегда есть шанс смещения пластин относительно друг друга, залипания блока магнитных головок или клина шпинделя (если первый случай достаточно редок, то остальные два, постоянные гости нашей лаборатории)
И спользование блока донорских голов, особенно когда велика вероятность, что они в итоге будут повреждены - невиданная роскошь. Поэтому при сильных повреждениях поверхности - используется тестовый блок магнитных головок. С помощью как раз такого тестового блока, удалось выяснить, что царапины по 4 голове будут мешать дальнейшему процессу восстановления информации с жесткого диска. Так что в дальнейшем данная голова на донорском блоке не будет использоваться.

Как только блок магнитных головок был подготовлен, начинаем процедуру по замене. По завершении этого процесса производим кратковременный пуск накопителя, а затем вновь проверяем поверхности голов. Тут самый важный момент это неспешность, так как имея дело с запилами, лучший метод - не навреди! После того как мы убеждаемся, что новый блок цел и здоров, можно приступать к процессу проверки служебной зоны накопителя.
П осле вывода накопителя в готовность, в первую очередь, отключаем фоновые процессы, которые могут усугубить ситуацию (рисование на 100 летнем холсте - не самое лучшее решение, если вы хотите ещё любоваться прошлым творением). Поэтому, если семейство жесткого диска позволяет безболезненно отключить их, то это делается в первую очередь и желательно через ОЗУ.
Как только правка паспортных данных завершена, мы может приступить к анализу служебной зоны и её обитателей (модулей, системных файлов "sys files"). После выявления препятствующих нормальной инициализации накопителя модулей или sys flies, приступаем к их правке. В большинстве случаев, исправление и пересчет контрольной суммы, а затем запись его на место решает проблему. Но как быть, если повреждена сама поверхность?
К сожалению, приходится довольствоваться инициализацией накопителя, только по одной из служебных головок. В некоторых случаях, возможен перенос служебной зоны на второстепенные головки/поверхности, но это совсем другая песня и не про это.
К ак только правка служебки была завершена, мы можем приступить к вычитке пользовательской информации по оставшимся головам. Тут прежде всего - держать руку на пульсе, и не давать накопителю себя «запилить», путем «пропрыгивания» зон с бед-секторами. Сам процесс напоминает рыбалку, только в обратном направлении - «чтобы не клюнуло!»

Стоимость восстановления данных с жестких дисков или гибридных дисков